JB Newstream 2 - шаблон joomla Видео

Sidebar

Культура

Спешу всех обрадовать - никаких специфических признаков "русского образа жизни" на территории нынешней РФ не наблюдается. Ну, или же я сам настолько близорук и невнимателен, что в упор  их не вижу.

Если откинуть расхожие штампы, что обычно увязываются с понятием "русский образ жизни" и которые, по большому счету, не соответствуют действительности, то в итоге ничего не остается.

И это замечательно!

70-летний мучительный эксперимент по выведению нового человека, именуемого Homo Soveticus, с присущим ему одному, уникальным "советским образом жизни", завершился грандиозным провалом. Бывшие обитатели Совка вдруг поняли, что они все разные, непохожие друг на друга. И не нужно им никакой унификации. Даже в виде "русского образа жизни".

Сергей Арутюнов (Доцент кафедры литературного мастерства Литературного института имени Горького)

- Русский образ жизни (аббревиатура, видимо, будет неблагозвучной) и сегодня должен узнаваться сквозь пелену влияний различного толка, но узнаем ли мы его сами на воображаемой очной ставке с ним?

Рождённый в начавшем клониться к закату СССР, никаких «полусонно растительных существований» людей, всецело подчинённых церковному календарю, степенному ремесленничеству и торговле, я припомнить, конечно же, не могу. Речь в моём случае может идти исключительно о советском и городском образе жизни (СГОЖ), и лишь тех сословий, которые понятны мне наследственно, а именно, о технической интеллигенции –  инженерах, учёных, преподавателях. Иных я, дитя промышленной эпохи, не знал и до сих пор, если честно, не знаю и, честно сказать, не понимаю никого из тех, кому с утра не надо «на работу».

На мой взгляд "русского образа жизни" не существует, в разные времена представители разных классов и сословий, в разных частях России вели совершенно разную жизнь. Жизнь русского крестьянина 19 века в Сибири ничем не похожа на жизнь русского предпринимателя 21 века в Москве. Другое дело русский национальный характер и вытекающее из этого понятие "Русская Идея". Тут - другое дело, это не миф и не фикция.

Русская Идея. Мы знаем, что она есть, но мы не знаем, что это такое. Формулировки до сих пор нет Президент не знает, что это такое. То есть, он не знает, чем движим, чего хочет на подсознательном уровне каждый отдельно взятый русский человек и вся нация в целом. Впрочем, не будем винить президента, ему просто не подсказали советники. Не додумались.

Я предлагаю простой и точный способ выяснить, что же такое Русская Идея, то есть каковы черты характера, каковы ценности, каковы побуждения, общие для нас всех.

«...Егорушка понял, что у всех его новых знакомых, несмотря на разницу лет и характеров, было одно общее, делавшее их похожими друг на друга: все они были люди с прекрасным прошлым и с очень нехорошим настоящим; о своем прошлом они, все до единого, говорили с восторгом, к настоящему же относились почти с презрением. Русский человек любит вспоминать, но не любит жить...»

А. П. Чехов, «Степь»

Когда-то мне казалось, что эта цитата дает ключ к пониманию русской жизни, но чем больше проходит времени, тем ясней становится, что это не всё, далеко не всё. Антон Палыч вынес за скобки вторую, не менее важную сферу существования русского человека: ожидания и мечты. Прошлое и будущее - вот где мы пребываем душой, а настоящее нас и впрямь интересует гораздо меньше.

Прошлое определяет нацию, в этом все народы похожи. Чем мы отличаемся, так это отношением к будущему. Для западного человека будущее уже наступило. Большая цель достигнута, причем незаметно для всех, хотя нет уверенности, что люди на Западе в массе своей вообще об этом задумывались. Они жили повседневной жизнью, которая, как река, просто вылилась в настоящее.

Повседневная жизнь русского человека течет точно так же, но нам нужно иметь представление о том, что впереди, - не только за ближайшим поворотом, но и в следующем столетии. Нам необходим маяк, без него мы чувствуем себя брошенными.

30-40 лет назад он был предметом зависти жителей российской глубинки. Рига считалась почти Европой.

Латвия действительно была витриной советского благополучия. И при этом латышское общество и русское общество мало пересекались. Разве что в рабочее время. Скажем, в цехах крупных заводов латыши и русские прекрасно ладили, даже уважали друг дружку. А, выйдя через проходную, русские шли к своим, латыши – к своим. У русского – свои театры, своя художественная самодеятельность, свои школы, техникумы и вузы. У латышей, соответственно, свои. И русские не знали, о чем ворчат вечером на кухне в латышских семьях. Русским казалось, что оснований для недовольства нет: если латыш хорошо говорит по-русски, он может работать и учиться где угодно, хоть в Москве, хоть в Новосибирске.

Принимаясь за непростую и чувствительную тему русского образа жизни, трудно выделить какую-то константу, создающую основной тон для этого образа. Бескрайние просторы? Но они есть в Канаде, Аргентине, и, с некоторой натяжкой, в Австралии. Экзистенциализм и соборное мышление? Но имеется в виду образ жизни, а не русская душа, тем более что духовное бытие некоторых племен Папуа - Новой Гвинеи и Амазонки можно охарактеризовать в таких же терминах. Я попробую подойти с другой стороны, и пусть взыскательные читатели по достоинству оценят эту попытку.

Back to top