Анастасия Герасимова "Вензель императора"
М.: Издательство Моск. Патриархии РПЦ, 2017 – 368 стр.

Осенью 1825 года подростки Петр Никольский и Павел Вершинин становятся свидетелями последних дней жизни императора Александра I, приехавшего в Таганрог и скоропостижно здесь скончавшегося. Спустя пятнадцать лет повзрослевшие герои в Сибири, куда занесла их судьба, случайно знакомятся с таинственным старцем Федором Кузьмичом, в чертах которого есть поразительное сходство с обликом покойного государя.
Роман Анастасии Герасимовой "Вензель императора" - не первая попытка воплотить в литературе образ старца Федора Кузьмича, скончавшегося в Тоболе в 1864 году. В то или иное время к нему обращались Л.Толстой, Д.Мережковский, Д.Самойлов, И.Таланкин, В.Пелевин. Каждый из них искал и находил в этой загадочной личности что-то свое, сообразное собственным мыслям и мировоззрению. Одни считали, что Александр Первый и Федор Кузьмич - это два разных человека, другие отождествляли их. Точка в споре пока не поставлена и вряд ли когда-нибудь он завершится.
Герасимова считает, что старец Федор Кузьмич и Александр I - это одно и то же лицо. В своем романе, представляющем беллетризованную версию истории тобольского старца, она приводит все аргументы за и против, причем первых гораздо больше. Федор Кузьмич у нее - настоящий праведник и кудесник. Из многочисленных свидетельств людей, близко знавших старца, известно, что он обладал даром предвидения. Неоднократно убедились в прозорливости своего учителя и духовного наставника главные герои романа. Их скептицизм, свойственный людям средины XIX века, постепенно рассеивается под влиянием "чудес", явленных им отшельником. Одолеваемый революционными идеями Петр Никольский даже излечился от своих заблуждений, став подлинным патриотом и верноподданным. Прежде приводившие его в восхищение декабристы начали казаться Никольскому кучкой безумцев, чуть не столкнувших Отечество в пропасть безумия.
Устраивает Федор Кузьмич и личное счастье героев.
Книга написана в целом бойко и ровно, однако не покидает ощущение, что все это списано с какого-то дореволюционного источника. Возникают невольные параллели с сочинениями Л.Чарской и В.Крыжановской-Рочестер. Стилистика, сюжетостроение, характеры и, главное, авторская позиция - все это оттуда, из далекого "предоктябрья".
Окончательного ответа на главный вопрос писательница не дает, но симпатии ее явно на стороне версии о тождественности императора и тобольского старца.


© Черный И.В., текст, 2018

  • Комментарии
Загрузка комментариев...