Яцек Пекара родился в 1965 году. Печататься он начал довольно рано, в 1983 году. В данный момент работает редактором журнала «Фэнтези», живет в Варшаве, активно пишет и, на мой взгляд, является одним из нескольких самых интересных польских писателей-фантастов. Он относится к следующему после Станислава Лема поколению. О котором мы, четверть века назад почти потерявшие из поля зрения фантастику Польши, знаем до обидного мало. Все относящиеся к этому поколению, за исключением Анджея Сапковского, переводились на наш язык весьма скудно. Остается надеяться на будущее и на наших издателей. Заверяю, шкурка стоит выделки. Их много, они очень интересные и талантливые.

Итак, о Пекаре. Написано им много и в нескольких сериях. Я хотел бы остановиться на самой большой по объему хронике инквизитора Мордимера Маддерина. Она и в самом деле уже вполне тянет на полноценную хронику. И если в основных книгах ее герой показан, что называется, в расцвете сил, то после четвертой автор вернулся к его молодости и в нескольких томиках показал, как инквизитор «докатился до жизни такой», с первых его дел, попутно не забывая знакомить читателя с миром, в котором происходит действие сериала. Мир этот достаточно интересен. Практически земное средневековье, в котором наши страхи и суеверия получили реальное воплощение. Нашествия орд магических созданий и сражений верхом на драконах пока не наблюдается, но магии в разумных пределах и всякой нечисти вполне достаточно. Попадаются даже вампиры, но очень редко, ибо уж больно сильны. Главное же допущение в том, что некогда в нем Иисус Христос вместо того, чтобы искупить страданиями грехи человечества, сошел с креста и перебил своих мучителей. Поэтому там религиозным символом является сломанный крест.

Понятное дело, довлеющим над всеми прочими карательным органом в нем не может не быть инквизиция. Люди в черных плащах, вызывающие одним своим появление ужас. И не зря, поскольку отступившие от истинной веры непременно будут схвачены, не избегнут следствия и сурового наказания, а любой причиненный инквизиторам вред обязательно вернется сторицей. Кара постигнет не только осмелившегося на преступные действия, но и всю его родню, все его селение.

Что из себя представляет Мордимер Маддерин?

Пекара мастерски показывает истинного сына своего времени, осознающего, какой властью он наделен, как данность принимающего все необходимые, очень жесткие требования своей профессии. Он по своему добр, насколько это возможно в рамках профессии, справедлив, законопослушен в границах установленного для инквизиторов канона и старается быть честным тогда, когда от него не требуется хитрить в интересах проводимого следствия. При этом Мордимер имеет внутренний стержень, обладает верой в бога. Она очень велика и чиста, словно перо из крыла серафима. Подобное является большой редкостью даже в мире воинствующего Христа. Ее ценность такова, что когда герой, во время одного из приключений навлек на себя недовольство собратьев по профессии, и это неизбежно должно было закончится суровым наказанием, а вывернуться никак не удавалось, на его защиту явился самый настоящий ангел. Притопал и сказал: «Этого не трогать». Понятное дело, все обвинения тотчас были сняты.

Кстати, в польской фантастике герои произведений, (в фентези особенно), частенько искренне веруют. Запросто может оказаться, что один из основных моральных конфликтов, на котором построен тот или иной текст, связан с божьим промыслом или имеет отношение к догматам религии, а аллюзии на библейские сюжеты в текстах польских авторов так и вовсе ходят косяками. В нашей стране, в которой выросло несколько поколений безбожников, это кажется необычным и потому очень интересным. Впрочем, это тема отдельного, длинного разговора, а пока давайте вернемся к герою Пекары, его вере и просто остановимся на нескольких касающихся ее деталях.

Вот ситуация, показывающая, насколько значимо в его мире наличие веры в бога. Мордимер собирается изгнать овладевшего человеком демона. В компаньоны напрашивается священник. Желает он, видите ли, поучаствовать в подвиге любой ценой. Инквизитор ему говорит: «Не ходи со мной, вера твоя слишком мала». Однако тот не сдается, продолжает настаивать и весьма напористо. Делать нечего, Маддерин берет его с собой, а демон, как назло, оказывается очень сильным. Если его изгнать, он обязательно вселится в другого человека, а поскольку могуч и будет в ярости, то погубит еще много людей. Самым лучшим выходом было бы с врагом договорится, убедить вернуться в ад добровольно и навечно. А тот упорствует и говорит, что ему надо хотя бы одну душу забрать с собой. Между прочим, явившийся с тобой священник вполне подходит. Поладим, а?

Если не надеяться на появление бога из машины, способ решения проблемы существует только один. А еще напарник тоже служит церкви, но вера его мала, о чем его честно и предупреждали. В общем, демон утаскивает душу нерадивого священника. Спасен тот, в ком он до того обитал. Все довольны. Занавес.

Обратите внимание, инквизитор не чувствует угрызений совести, нет у него и размышлений на тему «большее зло – меньшее зло». И не случайно. Именно в этом проявляется истинная вера. В умении не задумываясь пожертвовать жизнью на благо дела господне. А если кто-то рядом к подобному не готов, то следует бескомпромиссно принять решение за него.

Именно так герой Пекары живет, так понимает мир. И мир этот дает ему возможность проявить свой характер в полной мере. В нем, как и положено, идет борьба между плохими парнями и хорошими. Роль плохих играют те, кто искажает суть «работы» инквизитора, а хорошие делают ее правильно. В чем смысл настоящей, добросовестной работы человека в черном плаще? В том, чтобы вернуть заблудшую душу на дорогу к богу, любыми средствами, в том числе и пытками, которые являются лишь элементом «промывки мозгов». А делают ее инквизиторы-профи очень качественно. После их обработки человек воспринимает грядущее восшествие на костер как благо, и не потому, что оно избавляет от мучений, а поскольку является последний актом его единения с богом. Плохие же парни, поддавшись соблазну объявить кого-то пособником нечистого, лезут в воду, не зная броду. У этих дилетантов обычно есть деньги и власть, да и знакомства среди иерархов церкви. Вот только они не инквизиторы и не имеют понятия об их работе.

Души заблудших? Да полно, о чем речь? Разве не является богоугодным делом выявить скверну и уничтожить ее? Нет? А вот со стороны кажется, будто инквизиторы этим только и занимаются, не забывая прихватить имущество жертвы, иногда весьма и весьма ценное. То есть – получают за свою работу достойную плату. Так почему бы ей не соблазниться и кому-то постороннему? Подследственный? Его можно просто сжечь на костре. И пусть вопрошают пепел интересующиеся, по каким канонам велось дознание.

К плохим парням относятся так же нерадивые коллеги. Ни одно дело не застраховано от дураков и негодяев. Часто эти два качества шествуют рука об руку. Ну, а дураки, (как поёт Окуджава), обожают собираться в стаю. Они мастерски осложняют жизнь тем, кто их поумнее, ибо вот тут – то они специалисты. И есть еще политика. По мере развития основного сюжета становится ясно, что кое-кому из сильных мира власть и богатство института инквизиторов мешают и очень сильно. А раз мешают, почему бы не попытаться решить проблему радикально?

Ну и потом, кроме войн с дураками, негодяями, дилетантами и интриганами, есть и обычные дела, так называемая рутина. Одержимые, колдуны и ведьмы, всякого рода нежить. С ними так же хлопот полон рот.

Понятно, что жизнь Мордимера весьма тяжела. Только с каких это фиников ей быть легкой? Особенно если ты из породы, представителей которых даже сейчас зовут упертыми.

А за окном, межу прочим, средневековье. Серость, невежество, жестокость, корыстолюбие. Автор подробно описывает, как инквизиторы проводят дознание, показывает быт, убогий и подлый. Демонстрируя недюжинное знание человеческой натуры, свойственное только настоящим, серьезным писателям, вырисовывает перед читателем живущих в этом мире людей, ему вполне соответствующих. С другой стороны, так ли они от нас отличаются? Если приглядеться, понимаешь, что Пекара взял современных людей и всего лишь освободил их от скорлупы цивилизованности, не более. Однако каков результат? Реалистичность персонажей заставляет читателя в них поверить, рождает сопереживание.

И все это, напоминаю, связано очень даже недурным детективным сюжетом, изложено хорошим языком. А главный герой, как и положено по всем канонам, проходя сквозь цепь испытаний, становится мудрее, начинает по-иному понимать свой мир и окружающих его людей.

Собственно, пока - все. Советую, весьма советую. Пока наш читатель может прочитать лишь первую книгу цикла. Кстати, она в переводе Легезы, что по нынешним временам почти роскошь. Хороших переводчиков фантастики с польского – мизер. К сожалению, на первом томе наши издатели и тормознулись. Причиной послужила общая ситуация на российском книжном рынке и пиратский беспредел в сфере интернет торговли текстами. Я думаю, получись продолжить издание сериала Пекары по крайней мере до третьего тома, эта фамилия запомнилась бы нашим любителям фантастики надолго, поскольку он заканчивается фирменным «мартиновским» сюрпризом, а мир инквизитора вдруг поворачивается новой, очень неожиданной гранью. И не в последний раз.

На этом можно бы и закончить, но не могу удержаться, так и тянет сообщить, что Пекара, не прекращая работать над серией об инквизиторе, пишет еще и продолжение изданной в соавторстве с Дамианом Кучарски книги «Necrosis: Przebudzenie» (Некроцис: Пробуждение).

Не так давно я ее прочитал. Состоит она из пяти частей, к концу каждой из которых тем или иным образом возвращается к жизни магическое создание, явно стоящее на стороне зла, оставшееся от эпохи, в котором подобные им были очень сильны, а потом уничтожены ценой неимоверных усилий. Думаю, следующие тома будут посвящены борьбе с этими монстрами и, судя по всему, сериал намечается очень интересный.

Я все-таки рассчитываю на лучшее. Ждем, надеемся, верим, что наши издатели плотно возьмутся за этого автора, пользующегося в Польше заслуженной популярностью, и наслаждаться его текстами будут не только единицы, знающий язык, а и все настоящие любители фантастики.


  

 

© Кудрявцев Л.В., текст, 2018

  • Комментарии
Загрузка комментариев...