Источник иллюстрации 

Так все же разумный он (homo sapiens) или эмоциональный? И если разумный, то почему же не учится на собственных ошибках (старая российская байка о граблях)? Ведь знаний добыто и накоплено за тысячи лет уже порядочно, можно же хоть чему-то научиться? Что останавливает людей от солидарных координированных действий по защите самих себя от разрушительных последствий собственной деятельности? Или конечная цель человечества – это позорный и бездарный массовый суицид на помойке из отходов собственной деятельности в результате обмена веществ между белковыми телами?

Один не слишком умный человек может задать много вопросов, это факт известный. Это не должно никого пугать. На вопросы, если они появились, нужно отвечать, если не хватает 100 мудрецов, то нужно звать на помощь 101 и далее по списку или добывать новое знание, не обращая внимания на грязные потоки информации и мирскую суету.

Обнаруживается, что знаний нам как раз и не хватает в век информационных и телекоммуникационных технологий, их взрывного проникновения в повседневную жизнь людей. Информации море, океан безбрежный. В этом океане начинают исчезать беззащитные островки знаний, добытые и обустроенные упорным трудом многих поколений людей за тысячи лет борьбы за выживание. Острова знаний заливает мутная и смрадная жижа информации, порождаемая хаотичными, разрозненными, эгоцентрическими импульсами индивидов, мнящих себя хомо сапиенсами, озабоченных и руководимых инстинктами самого тривиального и низкого происхождения. Поесть, поспать, получить удовольствие и снова поспать, чтобы, проснувшись, поесть и выйти на охоту за удовольствиями. И далее по кругу. В дьявольский хоровод вовлечены миллиарды высших приматов, используются самые современные цифровые мультисервисные технологии, информация прокачивается через космические ретрансляторы на различных орбитах, день и ночь работают фабрики по производству сложнейшего оборудования, генерированию и продаже развлекательной информации. Конкуренцией игроков на свободных рынках называют этот дьявольский шабаш воинствующие либералы. Естественный отбор, межвидовая борьба за выживание, биржевые спекуляции, гонки без лидера и позитивной цели – вот некоторые определения этой стороны сегодняшней кризисной реальности. Неужели мы все соучастники (в роли бездумного, алчного потребителя ресурсов собственной среды обитания) этого свободного от всего, кроме своего омертвляющего «эго», дьявольского рынка?

 adam smit 2

Свободный рынок – это последний бастион дикой природы, примитивного права сильного, хитрого и изворотливого примата. Таков путь человека к совершенству и преодолению страха перед самим собой. Агент свободного рынка, которым любят восхищаться наши полуграмотные и малоумные либералы от экономики и российские горе-реформаторы, никогда не найдет дороги к Храму. Абстрактный агент этот по природе своей просто противоречит Божьему замыслу. На это впервые обратил внимание кумир наших либералов, гениальный экономист всех времен и народов Адам Смит в XVIII веке. В своей работе, посвященной поискам этических оснований человеческого труда и порождаемых им ценностей, которые могут быть выражены (но необязательно!) в стоимостных оценках, Адам говорит об этом прямо и откровенно. На анализе этого фундаментального свойства человеческой деятельности основаны системы регулирования рынков в современном мире. Критерий при этом единственный, именно тот, на который указывал Адам, – общественное благо. Адама Смита с полным основанием считают патриархом научного социализма. Не признается это до сих пор только в любезном Отечестве нашем. Приходится удивляться, что эти выводы гениального английского ученого тщательно замалчиваются в России, с упорством, достойным лучшего применения, инфантильные квазиученые-модераторы от «экономикс» продолжают культивировать давно отвергнутые, отторгнутые из современной экономической практики архаичные учения о свободной конкуренции и нерегулируемых рынках.

Единственный союзник человека на этом трудном пути поиска дороги к Храму – культура, совокупность всех материальных ценностей и духовных знаний, созданных за тысячи лет поколениями людей с разным цветом кожи во всех уголках Земли, которые помогают человеку выжить и двигаться дальше, расширять горизонты надежды для себя и своих детей.

Рынки товаров и услуг возникли вместе с культурой, являются ее неотъемлемой частью – учат нас либерально настроенные культурологи. Но все же кто-то из них раньше. Культура или рынок?

Мы отвечаем: культура. Культура рождена любовью, состраданием к ближнему, очарованием от восприятия этого мира, от созерцания звезд на небосводе и расшифровки посланий от внутреннего Законодателя в тебе самом. Только так рождается позитивное знание. Откровение и вдохновение не продаются на рынках и биржах. Это всегда щедрое вознаграждение Творца за наши тяжкие труды и скорби, который таким образом сообщает нам волю свою, дает возможность приобщиться к знанию Истины, не дает угаснуть надежде.

Он в тебе, Он терпелив, не оставил тебя окончательно, только потому ты еще способен трепетать душой и телом при виде чарующего мерцания звезд на ночном небе, слышать музыку в дыхании океанских волн на берегу.

Рынок вторичен. Рынок – практически важная реакция людей на расширение продаж культурных ценностей и собственных выгод от этого. Мотивировки в этом случае всегда существенно ниже живота.

Но не только от созерцаний и медитаций рождаются культурные ценности в форме знания.

Существуют и более прозаические и доказательные мотивировки.

После тяжких трудов на охоте за дикими животными, стрессов от смертельно опасного соперничества (конкурентной борьбы) с себе подобными при дележе добычи, едва оправившись от ран и обид, приполз наш древний предок в свое убежище, принес пищу своей подруге и детям, слегка успокоился и прилег отдохнуть на шкуры. Отдохнув и вспомнив о недавних событиях, предок наш ощутил новое, неведомое ранее волнение, подошел к стене пещеры и начал изображать на ней знаки, для того чтобы освободить себя от воспоминаний и кошмаров этих тяжких испытаний. Это мучение добавило ему стресса и новых, еще более тяжких мучений, не только физических, но и душевных. После того как знаки на стене получились и даже понравились подруге и детям, наступило облегчение. Раньше душа его не болела и не давала о себе знать, но в этот раз произошло чудо. Он избавился от страданий усилиями над собой, а от искреннего восхищения и понимания близких успокоился окончательно. Внутренний Законодатель помог нашему герою, вознаградил его новыми удовольствиями, восторгами и радостями души, а позднее духовными страданиями, порождающими вдохновение творца.

 adam smit 3
Джон Кей  (англ. John Kay; 17421826) Портрет Адама Смита

Точно так же и Адам Смит (не путать с популярным библейским персонажем ) наблюдал за временными рядами в виде статистических таблиц о цене товаров на бирже, ценах на товары в лавках, качеством жизни окружающих его собратьев по разуму, их нравами, вкусами и пристрастиями, частотой покупок товаров и активностью своих коллег в биржевой торговле. Наблюдения позволили сделать некоторые обобщения, и Адам решился сообщить их читающей публике.

После этого публичного сообщения и началось развитие экономической науки как таковой. Работа, проделанная А. Смитом, оказала на становление этой отрасли знаний решающее влияние, хотя и вызвала массу споров и справедливых возражений. Правда, как казалось тогда читающей публике, была на стороне Адама. Публику убеждали фактические данные о биржевых сводках на товары и услуги, информация  о росте капиталов предпринимателей, строительстве фабрик, дорог, успехи в науках и промышленности. Инновация выглядела убедительно и привлекательно. Наиболее любопытные, ловкие и расторопные устремились на биржи для игры на разнице в биржевых котировках на одни и те же товары в зависимости от их происхождения. Дело оказалось весьма увлекательным, хотя и рисковым. Возникли знания и информация о капитале, стоимости товаров, ценах на них, стоимости труда, общественно необходимом времени для производства и «свободном» времени участников рынка. Участники рынков разделились на тех, кто работал за плату, и тех, кто работал на рост капитала (дела, фабрики), пользуясь для удовлетворения своих потребностей процентом от роста капитала, причем величину этого процента определял и распределял сам. Сам себе бухгалтер, судья, заказчик, исполнитель. Свободный человек по одним представлениям, по другим – эксплуататор.

Не забудем, что это была эпоха первой технологической революции, паровая машина вызывала у многих ужас и опасения. Стоит напомнить читателям и завещание Адама Смита: он просил сжечь все свои рукописи. Но наследники не исполнили этой просьбы.

Первым засомневался в рыночных моделях Адама, не считая самого Адама, человек по имени Карл Маркс. Не прошло и ста лет.

Он тоже наблюдал за временными рядами биржевых котировок и прочими цифровыми данными, которых к этому времени накопилось великое множество. Век пара достиг пика своего технологического могущества и стал потихоньку превращаться в век электричества и электромагнитного поля.

Эти инновации серьезно изменили мир. По-взрослому.

adam smit 4

Не только за этими временными рядами наблюдал Карл. В Европе давно уже наступила эпоха системной социально-политической модернизации, отгремела Великая Французская, начали прогуливаться средь бела дня по странам Европы разные призраки, один из которых впечатлительный и влюбчивый Карл окрестил призраком коммунизма.

Противоречия между трудом и капиталом оказались глубокими и масштабными, не соответствовали привычным представлениям читающей публики о природе вещей и мироустройстве, казались некоторым, особенно на первых порах учения, не разрешимыми эволюционным путем.

Заслуги Карла Маркса перед мировой культурой сохраняют свою значимость и сегодня. Массив знаний, которые он оставил нам, до конца еще не расшифрован по уровню и генезису их мотивировок. Для современных интерпретаторов, экономистов, политологов, семантиков, семиотиков, психоаналитиков и специалистов других отраслей знаний работы осталось немало. Самое важное, что он хотел нам сообщить, связано не только с экономикой и политикой (в которой Карл заблуждался и ошибался немало), а с его догадкой, возможно, самим Карлом не осознанной до конца, о том, что рынок разрушает культуру. Догадывался об этом еще Адам. Эта истина фундаментальна, отражает самые первоосновы грандиозной и драматической картины человеческого существования. В природе без человека действительно работает естественный отбор и выживает сильнейший, в этом смысле биосфера способна к саморегулированию до тех пор, пока не появился «царь природы» в виде двуногого прямоходящего существа (homo erectus), которое само себя объявило разумным (homo sapiens), не имея к тому, скорее всего, достаточных оснований. На природных «биржах» рынков естественного отбора конкуренция регулируется вполне конкретными и измеримыми параметрами. Не будем пересказывать скучные естественнонаучные факты многочисленных наук – биологии, ботаники, экологии и их многочисленных приложений. Выскажем только одно опасение: похоже, sapiens начал побеждать erectus, сгибать и пригибать последнего, того и гляди удобнее будет снова на четвереньках проводить большую часть общественно необходимого времени. Но это уже инновации самой новейшей истории. Необходимы пояснения. Вернемся, однако, к телу истории.

«Царь природы», в отличие от своих малоумных и жестокосердных подданных, отличался от них еще и тем, что оказался способен пожалеть слабого, не убивать его ради своего блага. Более того, он способен добровольно и осознанно отдать свою жизнь при защите свободы, чести и достоинства своего ближнего, слабого и беззащитного. Эта инновация Творца породила массу надежд и иллюзий, спровоцировала на героические и подлые поступки наших предков, породила мощные импульсы к деятельному преобразованию реальности. Начались многочисленные интерпретации на простую тему, заданную Творцом для нашего же блага. Несколько позже стало ясно, что горе происходит и от ума тоже.

Проявилась во всем многообразии мучительная и противоречивая проблема добра и зла.

adam smit 5
Соловьев А.Л. (род. 1938) «Совещание ссыльных марксистов в Сибири (Село Ермаковское. 1899 г.)». 1969 г. Холст, масло.

Между тем в конце XIX века появился еще один наблюдатель за временными рядами, на этот раз в России. Владимир Ульянов (Ленин) тщательно и трудолюбиво собирал статистические данные о процессах развития капиталистического способа производства в России конца XIX века. Написал на основе этих наблюдений книжку и сделал правильный для аспиранта первого года обучения вывод о неизбежности радикальной модернизации всех общественно-политических и социально-экономических институтов царской России.

Надо отметить, что занимался этим делом адвокат Ульянов не в одиночку. Многие граждане России к таким же выводам, в это же время, пришли самостоятельно и независимо от этого исследователя.

Основные результаты взрывного развития российского капитализма лежали на поверхности. Противоречия, несправедливости, чудовищные коллизии и несуразности от бурного и неравномерного развития страны были вопиющими. Не замечать их могли только совсем уже равнодушные и бессердечные, коих, по некоторым предположениям, меньшинство. Да и знаний, которые сообщили Адам и Карл читающей публике, было достаточно для получения подобных выводов по результатам наблюдения в России за становлением самого дикого капитализма, какой только можно себе представить. Дикость и разнузданность молодых русских капиталистов, неопытность и леность управленцев (царских чиновников), общественно-политическая апатия широких слоев малограмотного населения крестьянской страны, несформированность и низкое качество элит в российском обществе заставили Карла предупредить мировых борцов за социальную справедливость о необходимости очень бережного, аккуратного и осторожного отношения к временным рядам, поступающим из России. Пожилой уже Карл, умудренный знаниями и некоторым негативным опытом по активному преобразованию социальной природы человека, с трогательным вниманием отнесся к проблемам многострадального русского народа, публично предостерег своих соратников от ускорения революционных процессов в России. Занялся на склоне лет изучением русского языка. Многообразие форм, скорость и масштабы этих процессов в нашей стране не поддавались в те времена точному измерению и анализу, часто ставили в тупик дисциплинированных и методичных европейских наблюдателей с уютным, стерильным университетским менталитетом.

Адама, Карла и Владимира объединяла, по крайней мере, одна общая идея – как организовать жизнь людей на разумных и справедливых основаниях. Знания и информация, которыми каждый из них пользовался в своей работе, были разные, многого Адаму и Карлу не хватало, потому они вынуждены были сами добывать знания.

adam smit 6
Плакат В.Щербакова, 1920-е г.г.
 

Труднее всего было Адаму. На то он и Адам. Справился, однако, неплохо. Карл тоже поработал на славу. Призрак коммунизма, который он обрек на бродяжничество по Европе, разбрелся по всем континентам и смутил своей простотой и доступностью миллиарды людей. Для научных европейских элит это было понятно с самого начала возникновения учения марксизма. К концу XIX века в Европе «истинные марксисты» усердно занялись поиском регулятивных механизмов для обуздания дикой и разрушительной стихии рынка. Вскоре они отказались признавать себя последователями Маркса.

adam smit 7

Но только не в России. Очень быстро и неравномерно развивались процессы на громадных территориях. Миллионщиками становились за годы лихорадочной деятельности. Нередко сразу же после этого накручивали на себя бархатные портянки, поили своих лошадей шампанским, а сами от стыда уезжали играть в карты в Куршевель или еще куда подальше. То, что происходило в России в конце XIX века, повторилось в конце ХХ с точностью до бесконечно малых величин.

Соблазнительными оказались и пути особенного, мессианского пути страны, к которым призывали со всей страстью своих недюжинных талантов пассионарные инженеры человеческих душ Л. Толстой, Ф. Достоевский и их последователи.

Адам жил в самом начале новейшей истории. Все были в восторге от Ренессанса, приучившего европейцев к прекрасному, смягчив тем их нравы и души. Только что вернулись в Европу капитаны из героических и Великих морских путешествий, не обнаружившие границ обитаемого мира и вселившие в людей уверенность в своих возможностях по познанию Земли. Европейцы удивлялись и восхищались первыми успехами науки и техники, позволившими начать массовое производство товаров для нужд миллионов людей, прежде всего в Европе. В это прекрасное время жили Эйлер, Лейбниц, Моцарт, Гете, Лагранж, Ломоносов, Джефферсон, Вашингтон, Гамильтон, многие другие замечательные люди, плодами трудов которых мы пользуемся до сих пор. Особо следует отметить вклад Иммануила Канта, который первым на основе новейших для того времени физических и математических данных высказал научные предположения о происхождении Земли и Вселенной. Он же увязал этот предмет с внутренним законом в себе.

Европа была на подъеме и верила в себя. Ошибалась, конечно, как и все в молодости, но сама ничего еще об этом не знала.

Основная заслуга Адама в том, что он обнаружил и объяснил на феноменологическом уровне механизм работы рынков, основанных на конкуренции, которая очень походила на естественный отбор в природных средах, хотя сами формулировки этого явления окончательно были отшлифованы в следующем веке. Анализ временных рядов, доступных для Адама, позволил ему и его последователям создать инструменты для получения первых расчетных оценок в прикладной экономике и двигаться дальше. Научились рассчитывать и назначать налоги, жить по средствам, а не так, как жили феодалы, на широкую ногу, что часто приводило к полному обнищанию и деградации как суверена, так и его подданных. Мудрый Адам на склоне лет предупредил собратьев по разуму о нравственных границах экономических представлений и моделей, что сегодня заставляет нас низко поклониться и воздать должное этому замечательному исследователю.

Карл сделал гораздо больше. На основе более представительных временных рядов, которые несли информацию и отражали первые кризисы на свободных и почти не регулируемых рынках Европы, на базе знаний, полученных Адамом, Карл пришел к фундаментальному выводу о невозможности на основе совершенной конкуренции и свободного рынка достичь социальной гармонии, построить справедливое общество. Оказалось, что свободный рынок разрушает культуру и тем успешнее справляется с этой работенкой, чем более он свободен. Что мы и наблюдаем сегодня в своем Отечестве. Последователи Карла продолжают осваивать его творческое наследие. Тема оказалась весьма непростой и до сих пор актуальна.

Споры по теоретическим результатам работ Адама и Карла не утихают и сегодня. Строго говоря, все нынешние интерпретаторы пока не смогли создать нового позитивного фундаментального знания в этой сфере деятельности. Отдельные значимые результаты Кейнса, Фридмена, Фишера, Стиглица, Леонтьева, Карнаи, Конторовича, Понтрягина и многих других позволяют создавать рабочие модели, эффективные при определенных, сильных или слабых условиях и допущениях, но не позволяют найти универсальные рецепты для успешного продвижения к социальной гармонии на основе экономических знаний. Похоже, что это вообще недостижимая задача в рамках сегодняшних знаний о мироустройстве в целом. Нужны новые знания.

Владимир объективно был в лучшем положении. Он мог опереться на знания Адама, Карла и их последователей, богатые статистические данные о рынках Европы и мира, анализе кризисов, способов и методов выхода из них, попытки регулирования монопольных рынков со стороны правительств Англии, Германии, Франции, США, зачатки роста социальной ответственности крупного бизнеса, в том числе в России. Наконец, он просто обязан был смотреть на мир с объективных позиций, если претендовал на научную обоснованность своих выводов. У него были уникальные возможности проанализировать конструктивную и позитивную деятельность первых Советов рабочих депутатов, организовавших жесткий диалог с предпринимателями на Иваново-Вознесенских мануфактурах, нередко переходившим в силовое противостояние.

adam smit 8
Июнь 1905 года. Фото Н.Алексеева

Системная работа первых Советов дала блестящие результаты: молодые русские капиталисты вняли голосу разума, отступили и пошли на сотрудничество. Нехотя, иногда переходя к драке, скрипя зубами и непоследовательно, но русские люди на Ивановских мануфактурах (участники российского рынка) договорились друг с другом без участия властей, скорее вопреки их бездарным акциям по пресечению рабочих волнений с помощью полиции и казаков. Впервые в России профсоюзные организации русских рабочих создали конструктивный инструмент поиска компромисса с русскими работодателями, создали Советы в виде постоянных органов контроля за деятельностью владельцев фабрик, заводов и пароходов, поиска решений для разрешения конфликтных ситуаций мирными способами. Советы в России конца XIX века являются крупнейшей и успешной инновацией в сфере социально-экономических отношений не только в Европе, но и в мире. Успех был результатом работы гражданского общества России без участия царского правительства. Генетически Советы связаны с традициями Вече многовековой давности.

Органы государственной власти в лучшем случае ограничивались настороженным невмешательством в диалог между рабочими и хозяевами фабрик и заводов. На всякий случай в соседнем переулке всегда стоял эскадрон казаков с нагайками, готовый по первому приказу выпороть всех подряд – рабочих и молодых предпринимателей. Нередко так и случалось.

К концу XIX века на мануфактурах Иваново-Вознесенска была индексируемая заработная плата, оплачиваемые отпуска женщинам при рождении ребенка, пособия по беременности. Для рабочих владельцы мануфактур строили не казармы, а жилье с коммунальными удобствами, больницы и школы, открывались культурные центры для проведения досуга, создан первоклассный музей, открывались театры для рабочих. Реально, под естественным давлением обстоятельств места и времени, созревала социальная ответственность русского бизнеса перед российским обществом.

На повестке дня стоял практический вопрос более высокого уровня сложности – об организации на этой основе жесткого гражданского контроля за действиями власти. От властей требовалось совсем немного – проводить в стране политику в интересах национальных предпринимателей и рабочих. То есть в конечном счете в собственных интересах. На уровне высших менеджеров по хозяйственному ведомству империи стали осознавать необходимость принятия адекватных решений. Не понимали этого только в одной российской семье – царской.

Условия информационной среды Владимира существенно отличались от условий Адама и Карла. Издавались газеты самой различной ориентации, печаталось множество, в том числе и околонаучных, а то и просто антинаучных текстов, существовала международная телеграфная связь, появились телефоны. Железнодорожное сообщение существенно деформировало пространственные и временные механизмы восприятия мира людьми, сжало координаты и метрики. Первый глобальный инфраструктурный суперпроект по строительству Транссиба сообщил России инновационный импульс такой мощности, что за несколько лет, как карточный домик, развалилась архаичная общественно-политическая конструкция самодержавной российской власти. Даже усилия выдающихся управленцев, умных людей типа С. Витте и П. Столыпина не помогли, удалось лишь продлить агонию. Именно Транссиб является выдающимся явлением новейшей истории и стоит в одном ряду с такими достижениями человека, как освоение космического пространства, овладение ядерной энергией, прогресс в телекоммуникационно-информационных технологиях.

Новые знания разбудили старые инстинкты и породили в прошлом веке ожесточенную конкуренцию между странами и верховными правителями за мировое господство под лозунгами социальной справедливости, защиты демократических ценностей, расовой исключительности. Первая половина прошлого века ушла на то, чтобы понять опасную тупиковость этого маршрута движения.

Если люди не хотят погибнуть от истощения ресурсов планеты, экологических, техногенных и климатических угроз, то выход человечества в Космос, консолидация ресурсов и усилий для этих целей всех народов Земли являются главной практической задачей человечества на обозримую перспективу. Решение такой задачи возможно только в случае отказа народов мира от конфронтации и разрешения конфликтных ситуаций силовыми способами.

Наследие и опыт С.П. Королева, И.В. Курчатова и М.В. Келдыша – это стратегический резерв нашей страны и всего мира. Для Отечества это путь к новому возрождению. Для мира это путь выживания и освоения новых горизонтов реальности, не имеющих границ и ограничений.

 

© Томский В.С., текст, 2017

  • Комментарии
Загрузка комментариев...