Тончайший знаток русского искусства барон Николай Николаевич Врангель, учредитель и секретарь Общества сохранения памятников старины, в своих работах так характеризовал художника  Александра Осиповича Орловского:

"Первый поэт войны и мира, поэт героического эпоса. Курьезный оригинал, о котором говорят все, но жизнь которого мало известна. Легендарная личность, герой невероятных похождений, забавный чудак, дикий самодур и изысканный коллекционер редкостей. Первый художник быта, насмешник-карикатурист, портретист, живописец животных, пейзажист, может быть скульптор. Поляк, ученик француза, проведший полжизни в России. Художник, солдат, странствующий актер, любимец Великого князя Константина. Атлет, обманутый муж, "ленивый, преленивый" автор тысяч рисунков. Странная смесь способностей и недостатков, характерная фигура тревожной и мирной жизни Александровского времени. Его рисунки - целый дневник эпохи романтической и увлекательной".

У А.Н.Бенуа в книге "Русская живопись в XIX веке. Первые портретисты" читаем: "...его... заметил великий князь Константин Павлович, большой охотник до всяких чудаков, и ...взял его к себе во дворец, после чего он, разумеется, стал пользоваться таким успехом, что не поспевал справляться с заказами. Особенно способствовали этому его карикатуры. Было принято возить его на балы, на ужины, на обеды, в интимные кружки и на парадные фестивали, и всюду он должен был показывать свои штуки, до бесконечности разнообразные. В час времени создавал он громадные композиции, разливал по столам чернильные кляксы в виде всяких кикимор и животных, с престидижитаторскои ловкостью рисовал карандашом, мазал пальцами, спичками, носом всякую всячину; то принимался делать шаржи на присутствующих, аллегории на злобы дня, то рисовал костюмы для маскарадов или народные сценки в юмористическом духе. Тут же принимал он участие в крупной карточной игре, как ни в чем не бывало проигрывал пол своего состояния или вдруг выигрывал невероятные суммы, которые на следующий же день растрачивал до последней копейки на покупку всякого исторического старья (как характерно для времени!) на толкучке: лат, пик, шлемов, панцирей, старинных костюмов. Дом его мало-помалу от всего этого принял вид какого-то средневекового мрачного арсенала, куда, впрочем, с охотой приходили похохотать и поспорить русские бары и польские паны.".

 

И наше всё, А.С. Пушкин написал о художнике:

Бери свой быстрый карандаш, 

Рисуй, Орловский, ночь и сечу!

 

О жизни художника известно очень мало.

Родился в 1777 году в Польше, где в городке Седлеце его отец  держал корчму. Увидившая рисунки Орловского  княгиня Изабелла Чарторыжская, которая в 1793 году отправила мальчика на обучение к живописцу-баталисту и рисовальщику Ж.П.Норбелену.  Среди его наставников также миниатюрист В.Лесер и гравёр Б.Фолино. Во время восстания Т.Костюшко участвовал в боевых действия против русской армии. После поражения инсургентов эмигрировал в Англию, где издал в Лондоне серию рисунков. В 1802 г. российский император Александр I амнистировал многих участников восстания Костюшко, в том числе и Орловского. Художник решил возвратиться на новую Родину – в теперь уже бывшую Речь Посполитую, большая часть которой стала территорией Российской империи. Покровителем живописца стал великий князь Константин Павлович. В 1809 за картину «Бивуак казаков» (ГРМ) удостоен звания академика, «как знаменитого художника, труды которого давно известны Академии». С 1819 Орловский состоял на службе в военно-топографическом депо Главного штаба рисовальщиком и живописцем, исполнял эскизы новых мундиров. Одним из первых в России обратился к литографии. Много путешествовал по стране, интересовался культурой Востока, рисовал и литографировал типы башкир, татар, персиян и курдов. Собрал коллекцию оружия и предметов восточного искусства.

Но, лучше один раз увидеть работы художника, чем много раз прочитать.

Представляем подборку работ Александра Осиповича Орловского.

 


«Автопортрет (Автопортрет в красном плаще)»,1809
Бумага серая, уголь, мел, сангина
51х40
Государственная Третьяковская галерея

 



«Всадник-араб»
1800-е
Бумага, пастель
52х39
Государственный Русский музей

 


«Пасущиеся лошади»
1805
Пергамент, пастель
38,5х32,5
Государственный Русский музей

 


«Киргиз»
1807
Бумага, пастель
52х38,5
Государственный Русский музей

 


«Башкир»
1808
Бумага, пастель
51,5х38,5
Государственный Русский музей

 


«Польский всадник»
Конец 1800-х
Холст, масло
98,8х75,5
Государственная Третьяковская галерея

 


«Башкир верхом»
Конец 1800-х — около 1810-х
Холст, масло
98х74
Государственная Третьяковская галерея

 


«Бивуак казаков»
1809
Холст, масло
124х162
Государственный Русский музей

 


«Кораблекрушение»
1809(?)
Холст, масло
121х145
Государственный Русский музей

 


«Казак с пикой на лошади»
Конец 1800-х — начало 1810-х
Дерево, масло
80х68
Государственный Русский музей

 


«Конные башкиры на бивуаке»
Конец 1800-х — начало 1810-х
Дерево, масло
69,3х58
Государственная Третьяковская галерея

 


«Крестьяне за уборкой сена»
Конец 1800-х — начало 1810-х
Дерево, масло
60х53,5
Государственный Русский музей

 


«Домашний скот на пастбище»
1811
Дерево, масло
61,5х53,5
Государственный Русский музей

 


«Коровы на пастбище»
1811
Дерево, масло
61,5х53,5
Государственный Русский музей

 


«Донские казаки»
1810-е
Дерево, масло
69,3х58
Государственная Третьяковская галерея

 


«Портрет польского шляхтича»
1820
Бумага, гуашь
86х66
Государственный Русский музей

 


«Заснувший часовой. Шарж»
1820-е — начало 1830-х
Холст, масло
61,5х47
Государственный Русский музей

 


«Четыре воина, сидящие под утесом»
1829
Холст, масло
52,8х70,9
Государственная Третьяковская галерея

 


«Перевязка раны после битвы. Эскиз»
Конец 1810-х — начало 1820-х
Холст, масло
23,5х19,9
Государственная Третьяковская галерея

 


«Всадник»
1810
Холст, масло
Одесский художественный музей

 


«Монголы (Киргизы)»
1808
Бумага, карандаш, сангина, мел
51х38
Краснодарский краевой художественный музей

 


«Горец»
1828
Бумага на картоне, акварель
20,5х13
Башкирский государственный художественный музей, Уфа

 


«Портрет поляка»
1809
Бумага, пастель
50,5х39
Башкирский государственный художественный музей, Уфа

 


«Всадник-башкир»
1823
Бумага на картоне, акварель
78х63
Башкирский государственный художественный музей, Уфа

 


«Пляшущий бандурист»
1801
Бумага, сепия (?), кисть, перо
36,4х22,5
Курская государственная картинная галерея

 


«Александровский гусар»
Бумага, тушь, перо
54х42
Самарский областной художественный музей

 


«Нищие крестьяне у кареты»
1815
Бумага, графитный карандаш
18,6х29,7
Государственный Русский музей

 


«Портрет перса»
1816
Бумага, итальянский карандаш
42,6х27,7
Государственный Русский музей

  • Комментарии
Загрузка комментариев...